В настоящее время в России и за рубежом активно развиваются разнообразные технологии дистанционного обучения (ДО) через Интернет. В РФ одним из центров дистанционного образования в ИКТ-отрасли является СибГУТИ, в котором обучение проходят слушатели из различных регионов.
Возможность предоставления образовательных услуг в дистанционной форме позволит, во-первых, уменьшить количество студентов-заочников, находящихся во время лабораторно-экзаменационных сессий в стенах ПГУТИ, во-вторых, позволит увеличить объем внебюджетных средств, получаемых от образовательной деятельности вуза. Последнее обстоятельство связано с тем, что, как показал анализ ДО других вузов, стоимость обучения студентов ДО в среднем в 1,5 раза больше, чем студентов заочной формы обучения.
Анализ организации ДО в других вузах показал, что в большинстве случаев процесс получения образования в дистанционной форме не автоматизирован на технологическом уровне, и требует участия большого штата сотрудников для обслуживания системы и поддержания непосредственно процесса обучения. В большинстве применяемых систем ДО автоматизирован только прием студентов и непосредственно прохождение дистанционных курсов по отдельным предметам, а не управление процессом обучения в целом. В связи с этим в 2010 году была принята программа развития в ПГУТИ дистанционной формы обучения, включающая в себя разработку собственной системы ДО и её запуск в 2011 году. В течение года коллектив в составе к.ф.-м.н. Лемжина М.И., д.ф.-м.н. Осипова О.В., к.т.н. Сподобаева М.Ю. и Павлова К.С. занимался реализацией этой программы.
На настоящий момент времени система ДО ПГУТИ состоит из трех основных модулей - модуля online-регистрации, модуля обучения и модуля online-тестирования для сдачи экзаменов и зачетов в форме тестирования. Заметим, что по сравнению с другими центрами ДО РФ (такими как Новосибирск, Чебоксары, Таганрог и др.) степень автоматизации процесса ДО в ПГУТИ выше, так как всё обучение происходит внутри «образовательной среды» (так называемой learning media) на основе совокупности личных кабинетов студентов и преподавателей, и при обучении не используется рутинная переписка между студентами и преподавателями через электронную почту. Последнее обстоятельство является выигрышным по сравнению с другими вузами, в которых также осуществляется подготовка специалистов и бакалавров с использованием дистанционных образовательных технологий. Общая схема процесса ДО приведена на рисунке 1. Разработанная система ДО ПГУТИ обеспечивает:
- интерактивный online-прием абитуриентов с интеллектуальной обработкой данных об их предыдущем образовании;
- обеспечивать безопасное хранение всей личной и образовательной информации о студентах, дисциплинах, направлениях подготовки и др. в таблицах реляционной базы данных;
- обеспечивать студентам и преподавателям интерактивный доступ к хранилищу УМК по дисциплинам;
- обеспечивать Web-сопряжение с системой online-тестирования SunRav WEB Class;
- обеспечивать интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентом по средствам защищенных личных кабинетов.
Web-система ДО ПГУТИ расположена по адресу: do.psuti.ru .
Во время разработки системы ДО авторский коллектив принял участие в ряде видеоконференций по обмену опытом в сфере дистанционных образовательных технологий, во время которых было активное обсуждение вопросов создания систем ДО с ведущими специалистами из США, Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы, Томска и других городов.