На вопросы газеты "Академия Связи" отвечает студент 5 курса ПГУТИ, стипендиат Правительства РФ, молодой ученый и просто интересный человек Алексей Никушин.
Для начала - небольшая справка. Никушин Алексей - студент 5 курса МТС. А кроме того:
Исполнитель двух грантов ПГУТИ
Дважды Стипендиат Губернатора Самарской области;
Победитель областного конкурса Молодой ученый-2011;
Лауреат Премии Д.И. Козлова;
Победитель областных, всероссийских и международных конференций;
Стипендиат Правительства Российской Федерации. - Алексей, в каком возрасте ты почувствовал интерес к науке? Способствовали ли родители развитию этого интереса?
- Я родился и вырос в г. Инза - небольшом городке Ульяновской области. В школе постоянно участвовал в районных олимпиадах по многим предметам. Уже в школьные годы у меня сформировался осознанный интерес к физике и математике, который существует и на данный момент. Нельзя сказать, что мои родители как-то напрямую повлияли на мой интерес к науке. С другой стороны, я считаю, что воспитание, которое они мне дали оказало значительное влияние на мои жизненные приоритеты и личные качества. По-настоящему я заинтересовался научно-исследовательской деятельностью, только поступив в университет.
Как ты выбирал научную специализацию? Легко ли было понять, что "твоё", а что - нет?
- Выбор профессии после школы для меня был сложным. Я подавал документы в ПГУТИ, СамГУПС и СГАУ, а в школе меня нацеливали на педагогические вузы. Выбирать пришлось, как это ни странно, после того, как прошел вступительные испытания. Родители и друзья посоветовали остановиться на академии телекоммуникаций. Мне повезло - я выбрал замечательную профессию. С каждым годом я убеждаюсь в том, что связь и инфокоммуникационные технологии - это "моё". На втором курсе я точно решил, что хочу продолжить обучение в аспирантуре, но окончательно определился с кругом научных интересов только на 4 курсе. До этого были попытки заниматься исследовательской работой на многих кафедрах. Началом стала студенческая конференция ПГУТИ, на которой я под руководством Топорковой Л. В. выступил со своим первым докладом по физике. Затем были кафедры ЭиА, ЛСиИТС, ИВТ и СС. Окончательно же я решил остаться на кафедре Теоретических основ радиотехники и связи. На каждой из них я открывал новое для себя, углублялся в суть изучаемых дисциплин, а поэтому всегда буду благодарен людям, которые тратили на меня свое время и талант.
- Расскажи о своей научной работе, каким был путь к первым победам, наградам?
Поначалу было очень сложно. На втором курсе доцент кафедры ТОРС Дмитрий Николаевич Панин пригласил меня заниматься научной работой под его руководством. Тема была интересной и совершенно новой для меня. Физика волновых процессов, электродинамика сплошных сред и распространение радиоволн - вот что стало моим хобби, ведь эта тема очень мало стыковалась с моей основной специальностью. Диффенциальные уравнения, тензоры и численные методы отнимали много времени и сил. Нужно было читать много технической литературы, научных статей, тезисов докладов. Дмитрий Николаевич постоянно ставил передо мной задачи, для решения которых мне необходимо было осваивать новый математический аппарат. Через 4 месяца я первый раз докладывал результаты работы. Как говорится, первый блин - комом. Комиссия засыпала вопросами, на многие из которых я не ответил. После каждой конференции мы обсуждали с научным руководителем результаты: разбирали задаваемые вопросы, мои ответы, ошибки и непонятные стороны проблем. Только через год я получил диплом первой степени на Областной конференции. Настало время побед. Начиная с третьего курса, я участвовал в конференциях в Казани, Москве, Саранске, Дубне, Самаре, Отрадном, Пензе, Новосибирске, Уфе, Алатыре. Я редко возвращался обратно без грамоты или диплома. Получив опыт проведения презентаций и написания статей, участвовал и участвую в различных научных конкурсах и грантах.
- Как проходит твой день? Над чем ты работаешь сейчас?
- Встаю рано. В настоящее время работаю инженером цифровых систем передачи в компании «Ростелеком». Кстати говоря, это никак не отразилось на успеваемости. Знания,, полученные в «Ростелекоме», очень пригодились в учебном процессе. Последняя сессия, как и все предыдущие, закрыта на «отлично». Рабочее время стараюсь использовать по максимуму. Кроме основных обязанностей изучаю технологии сети передачи данных, новое оборудование. Теперь не могу ездить в командировки на конференции, поэтому участвую заочно, пишу и рассылаю тезисы докладов. Работаю над тезисами и статьями: к моменту вступительных экзаменов в аспирантуру будет около 30 тезисов и три статьи в журналах ВАК.
Основная же работа сейчас над дипломом, который будет итогом моей исследовательской деятельности за все эти годы. В дипломе будут описаны оригинальные методики синтеза плавных согласующих переходов в неоднородных линиях передачи с различными волновыми сопротивлениями. Дмитрий Николаевич сумел найти общую задачу радиофизики и многоканальных систем. Работа содержит не только обширные теоретические и математические выводы по распространению волн, но и прикладной характер. В НИИ «ЭКРАН» заказаны первые образцы разработанных нами переходников. Результаты работы оригинальны и могут быть использованы в конструировании новых антенно-фидерных устройств. Работа представляет научную ценность для отрасли беспроводной и спутниковой связи, а также микроэлектроники. Однако научная проверка и апробация результатов требуют многолетней работы и долговременного анализа. Возможно, в рамках кандидатской диссертации мне удастся воплотить в жизнь научные задумки.
Вечерами я провожу время с друзьями и девушкой (Юля справедливо считает, что этого времени крайне мало). Обычно до 2:00 ночи я сижу за ноутбуком и занимаюсь своими делами. В это время я обычно готовлюсь к занятиям и экзаменам, отвечаю на письма, уделяю время изучению английского и немецкого языков. Последняя часть рабочего дня у меня получается самой плодотворной.
- Остается ли у тебя свободное время? А как ты его проводишь? Легко ли отвлекаешься от научных и рабочих задач?
- Я могу сказать, что у меня довольно много свободного времени. Вообще не люблю людей, которые постоянно жалуются на его недостаток. Проблема заключается в грамотном управлении своим временем. Большой плюс я вижу в том, что чтение и познание чего-то нового для меня являются досугом сами по себе. По воскресениям мы часто собираемся командой,, чтобы поиграть в «Что? Где? Когда?», также я принимаю участие в телевизионных проектах «Поколение Клуб» и «Битва интеллектов». Стараюсь чаще посещать филармонию, театры, а вот в ночных клубах, я очень редкий гость. Так как я живу в общежитии, то встречи с друзьями и совместные походы на каток зимой, а летом на пляж, - обычное дело. Стараюсь уделять время и спорту, к сожалению, сейчас меньше, чем раньше.
- Алексей, чего бы ты хотел пожелать студентам, может быть, дать какие-то советы?
- Я хотел бы пожелать всем студентам, пока они молоды и амбициозны, не бояться воплощать в жизнь свои замыслы. Нужно генерировать мысли, обсуждать идеи, спрашивать, читать, узнавать новое, развиваться. Молодость - прекрасное время, если все получится, будет просто здорово; если же потерпишь неудачу, остается еще много времени на исправление ошибок. В конце концов, человек сам и только сам делает себя. Но, за любой успех нужно платить. Работать - больше, спать - меньше, учиться - старательнее, больше жертвовать собой и своей личной жизнью, преодолеть больше трудностей. Науке требуются инициативные...
«Учитесь задавать вопросы и искать ответы на них, ведь совсем скоро начнут спрашивать с вас» - это слова Стефанова Александра Михайловича, - он часто мне их говорил. Эти слова стали моим девизом. Надо пропускать всю информацию, все события через себя, выработать свою точку зрения, только тогда возможно понимание сути вещей, а значит, ты действительно становишься специалистом.
25 января вся молодежь отмечала День российского студенчества. Студенчество всегда представляло собой наиболее активную и грамотную часть населения. Именно сегодня, когда студенческая наука активно пропагандируется Правительством и Президентом, в России возможен новый виток развития общества, технологий и промышленности. Я уверен, что в нашей стране много умных ребят, которые смогут вернуть российской науке ее былую славу. Посмотрите вокруг себя - ведь есть же люди, а может быть - это вы сами?