- Владимир Александрович, в этом году наш вуз отмечает 55 годовщину своего создания. Какие достижения Вы можете выделить особо за те 5 лет, что прошли с 50-летнего юбилея?
- Конечно, главным событием за этот период стало присвоение нашему вузу государственного статуса «университет». Мы долго к этому шли, и я рад, что наши успехи признаны таким образом. Нельзя не упомянуть и открытие ряда новых специальностей, в рамках которых мы готовим профессиональные кадры для отрасли связи. Из других событий стоит отметить реализацию европейского проекта TEMPUS «Реформа учебного плана подготовки по направлению ИКТ в Лиссабонской перспективе» и старт в декабре 2010 года нового международного проекта TEMPUS «Профессионально ориентированные магистерские программы в области инжиниринга в России, Украине, Узбекистане», который предполагает стажировки преподавателей и обучение студентов ПГУТИ в университетах Западной Европы. Вообще, интеграция ПГУТИ в международную образовательную систему - характерная черта последних лет. Целый ряд наших преподавателей прошли обучение и стажировку в университетах и компаниях стран Западной Европы, США, Китая, Южной Кореи и Японии.
- В прошлом году указом Президента РФ Вам было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Как человек, всю жизнь посвятивший научной деятельности, что Вы можете сказать о современном ее состоянии? И что, на Ваш взгляд, можно и нужно сделать для повышения престижа научной деятельности?
- Если говорить о государственном уровне, то, прежде всего, необходимо значительно повысить уровень оплаты труда вузовских преподавателей и научных работников, вообще всех, кто продвигает науку. Этого пока нет, к сожалению. Поэтому нужно прилагать к этому собственные усилия, на уровне университета. Я считаю, что у нас в ПГУТИ для привлечения научных кадров и поддержки научной деятельности делается немало. Отмечу только часть мер. Так, аспирантам у нас предоставляется неограниченная возможность участия во всевозможных научных конференциях (за счет вуза) и право на бесплатные научные публикации, за защиту диссертации выплачивается премия и т.д. При нашем университете работают три диссертационных совета, издаются два журнала, включенные в перечень ВАК России.
Для того, чтобы свой научный потенциал полнее реализовывали представители гуманитарных кафедр, в 2006 году мы открыли специальность «Связи с общественностью». Как раз в этом году у нас будет первый выпуск таких специалистов. При этом я считаю, что эти выпускники будут выгодно отличаться по своим профессиональным навыкам, т.к., помимо знаний по специальности, они обладают и некоторыми техническими навыками в коммуникационной сфере.
- Каким Вам видится портрет современного преподавателя вуза?
- Здесь стоит сказать, что стремительно меняющиеся технологии в сфере телекоммуникаций предполагают и новые технологии в образовании. Поэтому современный преподаватель - это человек, заинтересованный в постоянном овладении новыми знаниями. В современных условиях быстрой сменяемости информации преподаватель, как никто другой, должен уметь перерабатывать существующие учебные программы, быть на передовых позициях научного и практического знания. Конечно, это нелегко, это требует постоянного поиска новых данных, постоянной работы над учебными планами, лекциями, методикой проведения лабораторных работ и многое другое. Но это единственно возможный путь развития высшей школы и, в конечном итоге, всей нашей страны. Без науки, без высшего образования у России нет будущего, и наша задача - внушить эту мысль всем студентам. Это, не побоюсь сказать, наша миссия в сложных реалиях современной жизни. Потому что без развития творческого потенциала невозможно повысить и качество нашей жизни.
Как ректору, мне доводится много общаться с представителями зарубежных университетов. И нужно отметить, что там вузовская наука и производство находятся в очень тесном контакте. То есть, результаты научно-исследовательской работы в университетах находят свое применение в практической деятельности, а требования производства ставят новые задачи для научного поиска. Это тот опыт, о котором говорят и у нас. И этот вариант взаимодействия нужно рассматривать как возможную модель высшего образования в самом ближайшем будущем. Одним из таких шагов, реализуемых ПГУТИ, можно считать создание кафедр на предприятиях и в научных организациях. Так, в прошлом учебном году была организована кафедра технологии научных исследований в СОНИИРе.
- Для любого солидного вуза характерно наличие традиций, сложившихся в его стенах за многие десятилетия. Как сохраняются традиции в ПГУТИ сегодня?
- Каждое учебное заведение отличается особой атмосферой, в которой люди работают и учатся. Создается она благодаря преемственности научных знаний, преподавательского опыта, стиля общения и многого другого. Прежде всего, нужно сказать о научных школах, которые сложились в нашем вузе. Во-первых, это оптимальная обработка сигналов в каналах связи. Родоначальником этой школы был профессор Д.Д.Кловский, а сейчас ее развивают его ученики. Еще - электромагнитная совместимость проводных средств электросвязи и волоконно-оптических технологий - школа, сложившаяся на кафедре ЛС и ИТС. Есть у нас школа антенно-фидерных устройств, электромагнитной экологии и безопасности объектов различного назначения, которая получила развитие в филиале ПГУТИ - СОНИИРе. Основателем электродинамических методов анализа волноведущих структур СВЧ и КВЧ был Курушин Е.П, а сейчас это направление развивают В.А. Неганов и его ученики.
В целом, подготовка собственных кадров - залог преемственности. Большая часть профессорско-преподавательского состава, особенно на профильных кафедрах - наши выпускники, что и обеспечивает преемственность научных школ. Но у традиций есть и эмоциональные аспекты. Так, ежегодно в июне у нас проводится встреча выпускников КЭИС-ПИИРС-ПГАТИ-ПГУТИ всех лет выпуска. На сайте нашего университета (http://www.psuti.ru - ред.) есть раздел «Клуб выпускников», где на данный момент зарегистрировано уже более 2000 человек, в разные годы закончивших наш вуз. Там же, кстати, вывешиваются объявления об очередных встречах, не только общеинститутских, но и факультетских, и по годам выпуска. Всё это, безусловно, помогает сохранять тот самый «дух родного вуза» за его пределами. Не менее важно, что прямые контакты с выпускниками, многие из которых достигли в профессии больших высот, способствуют привлечению наших бывших студентов, желающих и имеющих возможность содействовать развитию университета.
- Владимир Александрович, что бы Вы пожелали коллективу и студентам университета в связи с юбилейной датой?
- Прежде всего, я хочу сказать всем нашим преподавателям и студентам, что за прошедшие 5 лет мы многого достигли в нашей деятельности. Мы достойно занимаем место одного из ведущих университетов связи страны и, я уверен, будем поддерживать этот статус в дальнейшем. Сейчас перед нами стоят новые задачи по повышению качества обучения и научных исследований в условиях инновационного развития страны. Поэтому я желаю всем больших успехов в учебе, работе и профессиональных устремлениях, творческих открытий, научных дерзаний и, конечно, здоровья для реализации всех этих планов!