Итоги работы факультета электрической связи

Исповедь на заданную тему всегда трудна. На то она и исповедь, ведь приходится вспоминать собственные грехи, вспоминать обстоятельства и людей, которые вынуждали грешить, и рассуждать о том, что надо делать для того, чтобы грехов этих в будущем было бы поменьше» - так думал декан ФЭС, когда пришла его очередь рассказать на страницах газеты о том, как работал факультет в предыдущем семестре. Впрочем, ничего удивительного в том, что настрой был не вполне лирический, ибо приведенные ниже таблицы, которые составили в деканате в первый день после окончания сессии, не могли вызвать никаких других эмоций.

Поток, группы Отличники (%) Троечники (%) (сдали на все тройки) Двоечники (%) (хотя бы одна двойка или неявка) Успеваемость (%)
СССК (СК 01-04) 30,1 28 31,8 68
СССК (СК 05и-06и) 21,6 13,7 - 98
СССК (СК 11-14) 15,4 - 60 39
СССК (СК 21-24) 9,2 2 66,3 33
СССК (СК 25у-26у) 12,5 7,5 27,5 72,5
ЗС-11 43 3.3 13,3 86,7
ЗС-21 16 - 48 52
МТС (МС 01-04) 30,8 - 6,7 93,3
МТС (МС 11-13) 23,3 - 15,1 84,9
МТС (МС 14у) 7,4 11,1 - 100
МТС (МС 21-24) 17,4 2,3 43 57
ФТО (ОС 01) 42,8 - - 100
ФТО (ОС 11) 8 - 28

72

Для того, чтобы академия знала своих героев и «героев», напомню, что СССК - это специальность Сети связи и системы коммутации, МТС - Многоканальные телекоммуникационные системы, ЗС - Защищенные системы связи и ФТО - Физика и техника оптической связи, буква «и» означает подготовку инженеров после бакалавриата, буква «у» - ускоренную подготовку, которую проходят выпускники колледжа связи (в основном окончившие с отличием).

Естественно, что последующие после сессии бесконечные пересдачи полученных двоек улучшили картину, но нетрудно сообразить, что было бы, если бы мы строго следовали инструкциям Высшей школы, согласно которым двойку можно пересдавать два раза преподавателю, читающему лекции, а третий раз - только комиссии, которую назначает деканат. Притом все это может происходить не на бесконечной временной оси, а в строго оговоренных рамках - последний отсчет времени осуществляется в день окончания первого месяца с начала следующего семестра. Эта последняя граница касается также тех студентов, которые болели в течение семестра и сессии, и продлевать сессию (что у нас очень распространено) дальше этого момента никто не имеет права. Если болезнь оказалась достаточно продолжительной,- следует брать академический отпуск. И еще одно напоминание - бюджетники и контрактники обучаются по единым правилам.

Представьте себе, что было бы, играй мы по настоящим правилам. Я думаю становится понятным, почему декан считает себя грешником , и кто вынуждает его грешить. (Для тех, кто не понял, поясняю: плачущие студенты, их родители и родственники, часто тоже плачущие, а также «могущественные» внешние и внутренние ходатаи, а иногда - откровенные бандиты). Говорю об этом не затем, чтобы подумали «какой у нас добрый и жалостливый декан», а потому, что есть такая организация - КРУ (контрольно-ревизионное управление), которая, кстати, только что проверяла академию и, вроде бы, ничего страшного не обнаружила, потому что не добралась до нашего деканата, а то вряд ли за такую «доброту» было бы декану отпущение грехов.

Думаю, что в следующий раз (в июне месяце) мы попытаемся сыграть по настоящим правилам. Этого требуют не только инструкции Высшей школы, но и живые люди - преподаватели академии, которые просто замучены такой «добротой» деканата. Надеюсь, что эти слова не будут восприняты студентами как угроза, а как напоминание, что желательно, чтобы борьба за знания была бы бескровной.

Теперь о таблице. Особое внимание - к группам, которые были набраны в 2000 году. Им в конце мая месяца защищать диплом, и если посмотреть на второй столбец таблицы, то мы вправе ожидать, что примерно 25% выпускников могут получить диплом с отличием. Говорю об этом потому, что такие показатели (второй столбец) для этих групп были характерны почти после каждой сессии. Студенты, которые регулярно попадали в этот столбец, являются гордостью академии. С ними легко работать, не смотря на то, что именно они заставляют преподавателей тратить время на самообразование (лучше подготовить новые разделы курса, чем бесконечно повторять одно и то же для прогульщиков и принимать пересдачи), они, как показывает статистика наблюдений за выпускниками, всегда устраиваются на работу по специальности и быстро делают карьеру в хорошем смысле этого слова. Если взять на вооружение нелепое предложение министра образования и науки о том, что престижность и статус вуза надо определять по тому, какую зарплату получают его выпускники через пару лет после окончания, то наши отличники, думаю, обеспечат академии достаточно высокий уровень престижности. (Нелепость в том, что через два года наш выпускник получает существенно больше профессора, который его обучал в вузе.).

Неприятно удивил поток СССК (группы 01-04). Слишком много двоечников. Пришлось пойти на крайние меры и несколько человек с тремя! двойками отчислить из академии. Очень многие не сдали государственный экзамен по специальности. В случае повторного провала (во второй половине апреля) студенты не будут допущены до защиты дипломного проекта. Кстати, о защите дипломных проектов. Многолетний опыт работы в государственной аттестационной комиссии (ГАК) показывает, что студенты «из четвертого столбца» часто прибегают к коммерческому варианту подготовки дипломного проекта, причем такой проект, как правило, оказывается достаточно примитивным и к тому же типовым. Типовым настолько, что в одном ГАКе порой защищается не один десяток не просто схожих, а абсолютно одинаковых проектов. Хочется предупредить любителей легкого варианта подготовки проекта - не позорьте себя и своих руководителей. Тем более, что в этом году ГАКи будут адекватно реагировать на «единообразие» представленных инженерных решений. Ведь есть примеры нормального развития событий для пятикурсников: Денис Мещеряков, пятый курс специальности МТС, учился отлично, стал губернаторским стипендиатом, интересовался наукой, и поэтому ему предложили интересную работу в научно-исследовательском институте, где за хорошую работу хорошо платят, подготовку дипломного проекта сочетает с работой, думается, с защитой у него будет все в порядке.

Четвертому курсу СССК (СК 11-14) тоже нечем похвастаться - 60% студентов получили двойки на экзаменах. На таком фоне результаты коллег из МТС (МС 11-13) кажутся вполне приемлемыми - 15%. Мы в деканате попытались объяснить сами себе - почему же четвертый курс СССК дал такой выброс неудовлетворительных оценок. И припомнили, что ряд студентов (особенно в гр.СК 14) позволяли себе попросту вымогательство отличных и хороших оценок у некоторых «сердобольных» преподавателей. Монолог студента на экзамене выглядел примерно так: «Тройка мне не нужна, а за четверкой я приду потом, когда смогу, а в зачетку и ведомость пока ничего не ставьте», контрактники при этом не забывали добавить «я ведь плачу за обучение деньги, и за свои деньги хочу иметь нужные мне оценки». Здесь комментарии излишни! Я умышленно не называю фамилий, пусть студенты узнают сами себя и своих друзей, а заодно и подумают о том, есть ли смысл даже в условиях рыночной морали покупать оценки. Может, все-таки, лучше покупать знания?

Проблемным для нашего факультета оказался и набор 2002 года (см. таблицу). Это СК 21-24, МС 21-24 и даже ЗС 21, специальность, на которую набирают лучших абитуриентов. Структура нашей академии такова, что к нам на факультет студенты приходят после 5-го семестра. Поэтому влиять на процесс набора студентов (хотя бы в рамках установленных в академии правил) мы не можем. Более того, сейчас даже трудно вспомнить, какие общественные катаклизмы или просчеты приемной комиссии в лостроении стратегии приема могли повлиять на то, что студенты набора 2002 года оказались такими слабыми. Сейчас помнится лишь то, что на МТС и ЗС принимали по сертификатам единого государственного экзамена, а на СССК - по результатам вступительных экзаменов. Поскольку «успехи» у них у всех примерно одинаковые, остается делать вывод, что причины плохой учебы содержатся не в ошибочных действиях приемной комиссии, а в самих студентах, которые учатся без интереса.

Но не все потеряно! Не хочется заканчивать, как говорится «на грустной ноте». На третьем курсе все еще можно поправить. И на четвертом тоже. Даже на пятом. Было бы желание, а помочь вам всегда смогут наши преподаватели, которые чувствуют ответственность за тех, кто доверил им свою судьбу.

Декан ФЭС Карташевский В.Г.

© 2024 Образовательный портал Самарской области