В. Ю. Кузьмин. Самарский государственный медицинский университет.
Российское правительство, Государственный Совет, Государственная Дума, общественность, духовенство, представители органов самоуправления губерний и уездов проявляли огромную заботу о беженцах первой мировой войны. Серьезным подспорьем к этому явилась четко продуманная и отработанная правовая база по беженцам, взаимодействие ветвей власти, неукоснительное выполнение ее рекомендаций на местах. В результате этого было заметно ослаблено столь высокое социальное напряжение, царившее среди пришлых людей
Вопросы по оказанию им медицинской помощи рассматривались и на отдельных съездах земских врачей. Опыт Российской дореволюционной государственной власти и общества применим для обеспечения нужд беженцев в современных условиях в период возникновения локальных и межнациональных военных конфликтов.
Проблема беженцев продолжает оставаться весьма актуальной и в настоящее время. Она относится к разряду социальных. Беженцы семьями, покидая родные места в результате военных действий, лишались жилья, работы, средств к существованию, подвергались также и психологическому надлому. В годы первой мировой войны российское правительство, общественные организации и земство использовали все имеющиеся у них ресурсы для того, чтобы в какой-то степени удовлетворить нужды беженцев и улучшить медико-социальное положение данной категории населения. Накопленный огромный опыт частично может быть использован в современных условиях при возникновении локальных вооруженных конфликтов.
Архивные материалы и литературные источники свидетельствуют о значительной численности беженцев. Так, к осени 1915 года только на одном из четырех действующих фронтов, Юго-Западном, скопилось более 4-х миллионов беженцев [1].
По данным Всероссийского Земского союза и Союза Городов, в России в феврале 1916 года количество беженцев достигло трех миллионов. Более 152 тысяч человек находились в Самаре, из них 50 % были нетрудоспособными и нуждались в медико-социальном обеспечении [2].
Сведения, приведенные Т. М. Китани-ной, являются достаточно спорными и завышенными. Во-первых, исследователем не дается четкого определения прохождения границ Юго-Западного фронта и, во-вторых, не показана география пребывания беженцев в районах боевых действий. Материалы П. С. Кабытова и Т. Н. Тагировой опираются на опубликованные источники по истории Всероссийского Земского Союза. Сведения, опубликованные в них, поступали в его главный комитет из губерний европейской России, за исключением Курской губернии. Поэтому они могут рассматриваться как наиболее точные и объективные.
Особым отделом Министерства внутренних дел 17 августа 1915 года были изданы сведения по губерниям о количестве беженцев, не имеющих работы. Например, по Самарской губернии из 2659 прибывших не было ни одного представителя земской интеллигенции: врачей, учителей и агрономов. Все беженцы по национальности оказались немцами [3].
В списках беженцев, зарегистрированных в Симбирской губернии в 1915 году, значились и иностранные граждане [4].
В период с августа по октябрь 1915 года Самара была уже переполнена беженцами. Они заняли все свободные квартиры и помещения, что создало трудности с подысканием здания для лазарета больных и раненых солдат [5].
В октябре 1916 года на территории Симбирской губернии находилось 1260 беженцев. Бюро труда Ардатовского уездного земства предложило работу только 199 из них [6].
Первоначально меры временной помощи беженцам осуществлялись с полным успехом Комитетом ЕЯ Императорского Величества Великой Княжны Татьяны Николаевны и его местными отделениями. В источниках, посвященных его деятельности, отмечалось, что «в настоящее время, когда число беженцев достигло сотен тысяч, забота об упорядочении их движения, о снабжении их необходимым пропитанием и временной помощью в пути и об устройстве их в местах водворения, являясь вопросами государственной важности, составляют задачу правительства» [7].
В соответствии с Положением «Об обеспечении нужд беженцев» деятельность Татьянинского Комитета получила юридическое узакононение. Основание - Высочайше утверждённое 14 сентября 1914 г. (см. Собрание узакононений, статья 2043) [8].
По имеющимся в Министерстве внутренних дел (МВД) сведениям, в деле оказания помощи беженцам принимали участие должностные лица «крестьянских учреждений», и оно, главным образом, выражалось в заботах о "пришлом населении", размещении его по волостям, обеспечении его заработками и условиями существования в местах поселения [9].
К решению проблемы беженцев подключились и губернаторы, которым было рекомендовано сообщить в МВД о том, в чем выражалось участие должностных лиц, какие оно дало результаты, вызвало ли оно материальные затраты со стороны крестьянских учреждений и продолжается ли ими оказание помощи в настоящее время.
Как свидетельствуют ответы государственных чиновников, положение беженцев в различных местностях Российской империи было неоднозначным. Например, в Курляндии «пришлого» населения не наблюдалось; лица крестьянских учреждений сами находились на положении беженцев. Десять комиссаров по крестьянским делам не проявляли достаточного интереса к организации помощи беженцам, пять из них были уволены со службы. В Тобольской губернии, не имеющей земских учреждений, всю полноту заботы о пришедшем населении приходилось нести председателям уездных комитетов по оказанию помощи беженцам. В Самарской губернии забота о них губернского и уездных земств обстояла несколько лучше по сравнению с Симбирской губернией, в которой тяжёлое материальное положение беженцев было отмечено уездными Предводителями Дворянства.
Внимание Симбирского губернатора было обращено на необходимость возобновления и предоставления кредитов по уездам, в которых беженцы размещались. В Калужской губернии беженцы находились в 25 участках; они были обеспечены пищей, болезней среди них в основном не появлялось. В Полтавской губернии все прибывшие на ее территорию люди располагались в 4 уездах; они получали горячую пищу, а дети - даже молоко [10].
Органом государственной власти, занимающимся решением проблем беженцев, было МВД. Оно разрабатывало законодательные документы, подзаконные акты и инструкции, касающиеся переселенцев.
Так, в связи с инструкцией "О мероприятиях по беженцам в сельских местностях", подписанной Управляющим МВД князем Н. И. Щербатовым, обязанности по оказанию им помощи: по их питанию, лечению и снабжению всем необходимым возлагались на органы самоуправления, а в губерниях с отсутствием земских учреждений или в случае ненахождения земских начальников на местах - на органы волостного крестьянского самоуправления [11].
Данное ведомство выработало законопроект об обеспечении участи беженцев, который состоял из трех частей. В первой его части содержалось Положение о мерах к обеспечению участи беженцев и расписание должностей по Временному Отделу, где определялась ответственность за устройство беженцев. Во второй части говорилось, что в распоряжении Управляющего МВД из наличности государственного казначейства отпущено 25 млн. рублей, и спрашивать об их расходах необходимо по пункту 1 статьи 7 разработанного Положения. В третьей части указывались расходы на содержание Временного Отдела, «отпускаемые вторым отделом сего законного порядка» [12].
Источник - "Вестник Самарского Государственного Аэрокосмического университета имени Академика С.П. Королёва", выпуск №1, печатная версия.
Продолжние следует.