В. А. Носков
Департамент науки и образования Администрации Самарской области.
В статье рассматриваются институциональные проблемы формирования рынка услуг высшего образования, описываются подсистемы непрерывного образования и сегменты рынка услуг высшей школы, приведены сравнительные характеристики различных видов вузов.
В общей системе рынков реформируемой российской экономики особое место занимает рынок услуг образования, который представляет собой систему экономических отношений по купле-продаже этих услуг и формирование которого регулируется законом спроса и предложения образовательных услуг. Рынку образовательных услуг высшей школы присуща своя сегментация. К настоящему времени сформировалось три сегмента:
- сегмент рынка предобразовательных услуг (довузовское образование);
- сегмент рынка образовательных услуг (вузовское образование);
- сегмент рынка послеобразовательных услуг (послевузовское образование).
Сегмент предобразовательных рыночных отношений охватывает период до поступления в высшее учебное заведение. Эти отношения возникают между производителем образовательных услуг - вузом и потребителем образовательных услуг - абитуриентом. Они включают в себя профориентаци-онную работу вуза (подготовительные курсы, дни открытых дверей, ярмарки учебных мест и т. д.). Покупателями на этом рынке выступают учащиеся общеобразовательных школ и их родители, а также лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование (выпускники профессионально-технических и других училищ, техникумов, колледжей и т. д.).
Сегмент рынка вузовских рыночных отношений возникает между субъектами непосредственно в процессе производства -предоставления и потребления образовательных услуг. Субъектами образовательных рыночных отношений являются:
- преподаватель - производитель образовательных услуг;
- студент - потребитель образовательных услуг;
- государство - заказчик образовательных услуги высококвалифицированных кадров и регулятор рынка образовательных услуг;
- фирма - заказчик образовательных услуг;
- домашнее хозяйство - заказчик образовательных услуг;
- вуз - организатор производства образовательных услуг и высококвалифицированных специалистов.
Послеобразовательные отношения возникают на рынке рабочей силы после завершения студентом обучения в вузе и получения им определенной специальности.
Рынок образовательных услуг - это не обычный рынок, регулируемый преимущественно в ходе конкурентной борьбы. Высокая социальная значимость делает его социально-ориентированным, в котором механизмы конкуренции играют подчиненную роль по отношению к механизмам государственного регулирования. На этом рынке особенно велика роль общественных институтов, принуждающих субъектов рынка при реализации своих интересов соблюдать интересы общества.
Рассмотрим подробнее один аспект проблемы, связанный с развитием высшей школы. Вначале остановимся на вопросе разделения рынка образовательных услуг на субрынки (подсистемы образования), поскольку до настоящего времени выделение отдельных подсистем в образовании является мало-формализованным и этому вопросу не уделяется должного внимания.
В государственной программе "Стратегия для России: образование", посвященной определению роли и функций образования в обществе, в разделе "Структурная перестройка системы образования" выделяются следующие подсистемы:
- детское дошкольное воспитание;
- начальная школа;
- общее среднее образование;
- профессиональное образование.
На этом структуризация заканчивается. Положительным моментом этой программы можно считать констатацию того, что "дошкольное образование должно стать частью общего обязательного образования" [1]. Однако отсутствие полного структурирования всех форм профессионального образования позволяет сделать вывод, что эта стратегическая программа не доведена до логического конца.
На наш взгляд, общая структура системы непрерывного образования может быть разделена на две подсистемы: общего и профессионального образования. Общее образование должно являться обязательным для всех граждан страны и включать дошкольное образование, начальную школу и общее среднее образование. Профессиональное образование должно быть обязательным для развитой страны, однако в России следует заложить эту "обязательность" как одну из стратегических целей общественных институтов, регулирующих систему образования.
Профессиональное образование подразделяется на три группы: довузовское профессиональное (начальное и среднее) образование, высшее (высшее и послевузовское профессиональное) и корпоративное обучение.
Обе подсистемы включают в себя блоки трех уровней (рис. 1).
В свою очередь, каждый из блоков, входящих в общее и профессиональное образование, может быть структурирован.
В частности, высшая школа должна обеспечивать подготовку не только специалистов с высшим образованием, но и научных кадров (аспирантов и докторантов), а также осуществлять некоторые формы переобучения и повышения квалификации специалистов, обеспечивая права граждан на второе (и более) высшее образование. Подобные функции высшей школы предусматривает существующее законодательство.
Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" было введено разделение учреждений высшей школы на университеты, академии и институты. Выделены различные ступени высшего профессионального образования. Наряду с положительными моментами этот закон содержит некоторые противоречия и недостатки. Например, вопросы, связанные со ступенями высшего профессионального образования, требуют, по-видимому, доработки.
Рис. 1 Структура системы непрерывного образования.
Действительно, "дипломированный специалист" обозначается в Законе как "квалификация", тогда как уровень бакалавра, магистра, кандидата и доктора наук определяется как "степень".
Разница между базовыми выпускниками при этом заключается лишь в годах обучения: степень бакалавра можно получить за 4 года, квалификацию дипломированного специалиста за 5 лет, степень магистра за 6 лет. Между тем известно, что по некоторым специальностям с особой ответственностью (например, медицинским) требуется 6-7 лет обучения.
Кроме того, недостаточно расшифрована разница между видами высших учебных заведений. Это стало причиной смешения названий вузов (табл. 1). В таблице жирным шрифтом выделены общие для всех видов вузов характеристики, курсивом - совпадающие для университетов и академий.
Так, каждый вуз реализует профессиональные образовательные программы высшего и послевузовского образования, но только университеты делают это "по широкому спектру направлений подготовки (специальностей)", а институты послевузовским образованием занимаются "как правило".
Таблица 1
Сравнительные характеристики различных видов высших учебных заведений в РФ
Университет |
Академия |
Институт |
Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей) |
Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования |
Реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования |
Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных инаучно-педагогических работников |
Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности |
Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности |
Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук |
Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры |
Ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования |
Является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности |
Является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности |
- |
При этом ни "ширина", ни "правила" не оговорены, поэтому каждый понимает их как может, исходя из собственных выгод.
Не вполне ясным представляется разделение на "реализацию образовательных программ" и "осуществление" подготовки, переподготовки и (или) повышение квалификации работников, выделенное законом в отдельные позиции.
Представляется, что требуют уточнения рекомендации для всех видов вузов по фундаментальным и (или) прикладным научным исследованиям, которые университеты и академии должны "выполнять", а институты "вести".
Последний пункт, лишающий преподавателей институтов иметь возможность создавать собственные методические разработки, в свою очередь, принуждает университеты и академии стать "ведущими".
На наш взгляд, данная система излишне громоздка и плохо формализована. Для ее совершенствования можно оставить два основных вида высших учебных заведений: университеты и академии. При этом институты могут создаваться при университетах и академиях, так же, как это уже давно делается в системе Академии наук.
В этом случае университетом может считаться учебное заведение, предоставляющее широкий круг фундаментальных специальностей базового, второго и послевузовского образования, а также объединяющее под своей эгидой все структурные элементы системы непрерывного образования - от школы, колледжа до разнообразных форм повышения квалификации и корпоративного обучения.
В рамках университетских комплексов могут создаваться и работать отдельные институты (как учебные, так и научные).
Академиями должны стать те высшие учебные заведения, которые ориентированы на отрасли науки или искусства: технические, экономические, сервиса, военные, милицейские, художественные, театральные и т. д. Концентрация в академиях специалистов в
области конкретных знаний позволит получать в них высокие профессиональные знания.
Университеты и академии должны находиться в ведении федеральных министерств, региональных и муниципальных органов власти. При этом они должны иметь обязательное государственное финансирование и возможность осуществлять любую коммерческую деятельность, не противоречащую национальному законодательству и собственному уставу.
Если такие высшие школы и институты станут создаваться только под эгидой университетов и академий, они будут иметь больше шансов на государственную аккредитацию и обеспечат студентам более высокий и стабильный уровень образования, чем сегодня.
В рассматриваемой структуре не представлено корпоративное обучение, которое должно составить особую группу учебных заведений. Советская практика имела некоторые виды таких учебных заведений, например, отраслевые институты повышения квалификации и академии. Однако формы обучения персонала, которые имеют сегодня многие зарубежные компании, у нас до сих пор не сложились.
Собственные программы обучения персонала во многих странах имеют не только глобальные корпорации, но и предприятия среднего и малого бизнеса.
Крупные международные фирмы имеют собственные школы с филиалами в разных странах. Компании национального уровня также стараются организовать у себя специальные обучающие центры.
Источник - "Вестник Самарского Государственного Аэрокосмического университета имени Академика С.П. Королёва", выпуск №1, печатная версия.