В рамках партнерства с Самарским университетом имени академика С. П. Королёва в «Артеке» в третий раз прошла профильная смена для финалистов всероссийского конкурса «Спутник». В течение трех недель 150 артековцев-спутниковцев изучали пять инженерных направлений, запускали водяные ракеты, собирали собственный наноспутник и защищали проекты перед экспертами.
В этом году в конкурсе «Спутник» участвовало более 10 тысяч детей со всей России. Поездку в «Артек» на профильную смену получили 150 финалистов из 43 регионов страны. В течение смены юные инженеры занимались по пяти направлениям: ракетно-космическая техника, авиационная техника, робототехника, информационные технологии и двигателестроение. Вместе с аспирантами и преподавателями Самарского университета они работали над решением актуальных инженерных задач.
За смену ребята успели запустить водяные ракеты с автоматизированного стартового стола, который разработали и изготовили сами. Собрали нано-спутник и радиоуправляемые модели летательных аппаратов, узнали о современных трендах в развитии двигателестроения — 3D-принтинге и создании виртуальных прототипов будущих двигателей. Кроме этого, артековцы узнали о развитии интернета вещей, больших данных и об использовании дополненной реальности.
Космическая образовательная программа собрала не только инженеров и физиков, но и юных литераторов. Екатерина Васюткина из Пензы начала работать над конкурсным проектом, пока писала научно-фантастический рассказ. «Мне нужно было описать строение космического корабля, его двигатель, рассчитать некоторые формулы, и чтобы он летал на другие планеты. И только потом я узнала про «Спутник» и решила отправить этот проект на конкурс, – рассказывает Екатерина. – Эта смена дала мне единомышленников. Я люблю физику, но в моем городе мало таких же увлеченных ею ребят. А в «Артеке» я почувствовала себя «на своем месте» – среди тех, кому интересно то же, что и мне. Надеюсь, наша дружба сохранится и после смены».
15 суперфиналистов, отобранных в ходе очного этапа «Спутника», представили свои проекты на конкурсе «Просто космос». Исследования в стендап-формате они презентовали наставникам из Самары и другим артековцам. Ребята рассказали, какой должна быть оранжерея, чтобы накормить космонавтов во время марсианской экспедиции, представили свой вариант системы защиты космонавтов в межпланетных космических перелетах и исследования по применению аддитивных технологий в производстве летательных аппаратов, обсудили перспективы использования высотных беспилотников и атмосферных псевдоспутников.
Победителями конкурса стали четыре «спутниковца». Первое место занял Илья Кистин из Самары – в своей работе он исследовал способы защиты космического аппарата и космонавтов от радиации. Вместе с победителем пьедестал разделили еще два участника: Даниил Вельможин из Саратова с системой разделения ступеней для двухступенчатой водяной ракеты и Дмитрий Шилов из Тольятти с проектом организации оранжереи на Марсе. Жюри приняло решение учредить дополнительное призовое место и отдать его участнику, которому до пьедестала не хватило всего 0,5 балла. Таким образом, у конкурса появился ещё один победитель — Егор Малов .
Каждый артековец-спутниковец получил 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в Самарский университет и ценные призы, а их проекты войдут уже в третий по счету сборник детских научных работ.
Полина Суслина, менеджер проекта