Уже второй год студент нашей академии Станислав Пронзалов находится на обучении в Филиппс-университете немецкого города Марбург. Разумеется, что за это время у него накопилось множество всяких впечатлений. Понимая, что процесс обучения в другом вузе, а уж тем более в другой стране вызывает неподдельный интерес и студентов, и преподавателей, мы попросили Станислава хотя бы коротко описать свои впечатления. Признаться честно, когда мне предложили написать статью о моем обучении в Германии, я согласился с удовольствием и не раздумывая. Как человеку, вернувшемуся из долгого путешествия, есть о чем рассказать, так и мне хотелось поделиться своими впечатлениями. Причем не только со своими друзьями и близкими, но и со студентами, аспирантами, преподавателями и вообще со всеми, кому интересно побольше узнать о студенческой жизни, немецкой системе образования и стране в целом. Но я и не представлял, насколько сложно связать в единое целое разрозненные факты и мысли так, чтобы читатель действительно понял, что ты имеешь в виду. Поэтому, помучившись, я решил, что не стоит писать обо всем сразу и в то же время ни о чем конкретном, а лучше основательно затронуть какую-либо отдельную тему, например, поговорить о студенчестве и системе образования.
Обучение в немецком вузе, как и в российском, делится на две большие части: общее профессиональное образование (Grundstudium) и специализацию (Hauptstudium). Сразу оговорюсь, что в немецкой системе высшего образования нет таких понятий, как «группа», «курс» или «поток». Продолжительность обучения измеряется семестрами и составляет в среднем 10-12 семестров (или 5-6 лет).
На этапе общего образования изучаются дисциплины, знание которых необходимо для преподавания специальных предметов, например, высшая математика, статистика, право. Правда, если ты изучаешь германистику, вряд ли тебе придется «общаться» с производными и интегралами - не тот профиль. Близкие дисциплины объединяются в блоки, а затем так же, блоком, сдаются. Экзамены проводятся чаще всего в письменной форме, состоят из тестов и комплексных задач, сложность которых оценивается в баллах. На каждую дисциплину отводится всего лишь 45 минут, поэтому для успешной сдачи экзамена техника решения задач и выполнения вычислений на калькуляторе должна быть доведена до автоматизма. Нужно также учитывать, что для решения задач обязательно умение применять знания и методы из всего курса.
Тесты служат для проверки теоретических знаний и имеют одну интересную особенность (Multiple Choice). Студент должен ответить, правильно ли то или иное утверждение. Если ответ верен, то экзаменуемый получает +1 балл, если нет -1 балл, если же ответа нет, то и баллы ни начисляются, ни списываются. Таким образом, «гадать» становится невыгодно, лучше честно признаться: «Не знаю»
Для того, чтобы сдать экзамен, необходимо получить не менее 40% от общей суммы баллов по каждой дисциплине и не менее 50% в целом, то есть в какой-то части больше 60%. Оценка же, естественно, тем выше, чем больше баллов набрано. В случае «провала» ты можешь сдать предмет еще раз, но только в следующем семестре. Никаких пересдач и «хвостовок»! За все нужно платить: не деньгами, так временем. В случае повторного провала нужно сдавать уже устный экзамен. Ну, а если уж и тут ничего не получится, то необходимо раз и навсегда забыть о том, что ты когда-то хотел стать врачом или юристом. Видимо, у тебя нет к этому таланта, поэтому ни один другой немецкий вуз тебя на эту же специальность больше не возьмет.
За каждый сданный экзамен студент получает шайн (Schein) - письменное свидетельство об успешной сдаче экзамена с указанием оценки и прослушанных тем курса, так что потом можно всегда сказать: «Я учил то-то и то-то и знаю это на то-то. А вот Вам и свидетельство!» При поисках практики помогает, и сильно!
Когда же студент собирает все шайны (scheinfrei), у него наступает минипраздник: он получает т.н. «преддиплом» (Vordiplom) - что-то типа аттестата о начальном высшем профессиональном образовании. Теперь он начинает специализироваться.
На этапе специализации каждый студент прикрепляется к кафедре, где преподаются предметы из той области знаний, которой он хочет заниматься в будущем. Так, например, в марбуржском Филиппс-университете 12 факультетов (Fachbereich). На факультете экономических наук (Wirtschaftswissenschaften) существует 12 кафедр, среди которых и моя - кафедра экономической информатики (Wirtschaftsinformatik).
Каждый студент должен изучить определенное количество специальных предметов. Под «изучить» понимается написать курсовую работу (Hausarbeit), посещать семинары (максимум 2 пропуска!) и сдать письменный экзамен. Оценка по предмету получается как среднее арифметическое оценок самой работы, качества ее защиты и экзамена. Особо хочу отметить, что курсовые работы пишутся во время каникул!
В начале семестра участники любого семинара (а на него нужно записываться заранее) сдают свои работы. Профессор их проверяет и допускает или не допускает к участию в семинаре, поэтому, как правило, курсовую на одну и ту же тему пишут несколько человек (2-3), но не дай Бог, если они хоть где-то совпадут. Не допустят никого, а тема просто пропадет. Список тем известен участникам заранее, в таком же порядке они появляются на семинарах. Защита курсовой заключается в том, что студенты, готовившие определенную тему, держат доклад (не читают, а рассказывают своими словами), основанный на тезисах курсовой работы. Затем начинается дискуссия по поводу озвученной проблемы. Работа и качество доклада, как я уже говорил, оценивается. И в конце всего этого участники семинара пишут экзамен по всему курсу. В случае успеха студент-счастливчик получает шайн.
И вот наконец все необходимые шайны собраны. Теперь будущему специалисту необходимо пройти практику, причем необязательно в Германии, Франция или США тоже подойдут. Практику студент ищет сам, в газетах и журналах, но больше, конечно, в интернете. Для этого существуют целые web-порталы, на которых располагаются предложения фирм и резюме соискателей. Если понравилось какое-то обьявление, смело посылаешь по почте или E-mail свое резюме с фотографией (на которой надо улыбаться во все зубы: угрюмые грустные неразговорчивые сотрудники никому не нужны!) и ждешь ответа. Повезет - пригласят не собеседование и все транспортные расходы (разумные, конечно) на себя возьмут, а нет - по крайней мере все документы обратно пришлют да еще тысячу раз извиняться и выразят свое сожаление. То же самое после собеседования: либо нужно будет срочно покупать карту города, где расположена фирма, и искать квартиру, либо снова читать о том, что «Вы просто супер, но, к нашему великому сожалению,..».
Зато, когда уже и практика позади, можно смело идти в экзаменационный отдел (Prufungsamt) и заявлять о своем намерении писать дипломную работу и сдавать госэкзамены или наоборот - сначала сдавать госэкзамены, а потом писать «диплом». Количество госэкзаменов зависит от факультета, например, юристы сдают 1 экзамен, но спросить могут абсолютно любой закон, а экономисты 12: 6 письменных и 6 устных. И когда все экзамены сданы, а дипломная работа успешно защищена, совсем измученный студент получает свой диплом со средним баллом по всем предметам. Поэтому можно услышать: «Я второй в выпуске экономистов 98 года гейдельбергского университета».
Теперь можно искать работу, а можно получать второе высшее образование или начать писать кандидатскую. Нужно опять искать себе место, писать резюме и т.д. и т.п. Все это мы уже когда-то проходили, не правда ли?
Теперь к вопросу о «группах» и «курсах». Все преимущество немецкой системы образования заключается в том, что студент сам определяет учебный процесс. Он знает, какие шайны ему нужны, но как быстро он их сделает, решать ему самому. В начале каждого семестра каждый факультет издает довольно толстую брошюру с указанием всех лекций, семинаров, практических занятий, конференций, а также места и времени их проведения. Таким образом, студент получает право решать самому, когда и что он хочет посещать. Быть может, ему надо подзаработать или, наоборот, ударно поучиться. В любом случае нести ответственность за принятое решение и расплачиваться за неудачи будет сам студент. Винить ему будет некого. Вуз сделал все, чтобы облегчить студенту учебу: оборудовал множество компьютерных залов, объединенных в одну институтскую сеть, обеспечил высокоскоростной доступ к интернету, подготовил электронные версии лекций практических занятий и заданий к ним, даже видеолекции, указал электронные адреса всех без исключения преподавателей и обслуживающих учреждений, дал возможность заниматься практически любым видом спорта, начиная с регби и заканчивая академической греблей или метанием копья, организовал различные partys.
Наказывает же студент себя потерянным временем и материально. Дело в том, что образование в Германии бесплатное. Все студенты платят раз в семестр взнос в размере 130 евро, но эти деньги расходуются на самих же студентов, например, на изготовление студбилета (каждый семестр новый), который одновременно является проездным билетом во всех видах транспорта, в т.ч. на железной дороге, во всей федеральной земле и дает право на многочисленные скидки. Также часть денег расходуется на поддержание условий для нормального протекания учебного процесса. В случае, если студент учиться дольше, чем в среднем предусмотрено законом, то он начинает платить пошлины на получение образования. Сначала 500 евро, потом 700 , потом - 900 в семестр. В общем, терять время невыгодно.
На этом мой рассказ закончен. Я, конечно, понимаю, что многое упустил и что-то осталось неосвещенным. Поэтому, если у кого-то остались или появились вопросы, пишите мне на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Я постараюсь в следующей статье на них ответить.
Желаю всем плодотворной деятельности и всего хорошего!
С наилучшими пожеланиями,
студент группы ИС-91,
Станислав Пронзалов