ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В ДЕЛЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ БЕЖЕНЦАМ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, часть 3

Завершаем публикацию научной статьи  В. Ю. Кузьмина.

Ранее опубликованы первая и вторая части научной работы.

Кроме органов государственной власти и самоуправления к решению проблемы беженцев подключилась и церковь. Как свидетельствует выписка из определения Святейшего Синода от 11 августа 1915 года, в связи с отсутствием свободных квартир в Нижегородской, Орловской, Тульской и Рязанской губерниях и проживании на монастырских землях переселенцев, «входя в положение населения» из местностей, занятых неприятелем, духовное ведомство вместе со всем русским обществом должно принять в этом самое деятельное участие. Обер-прокурором Синода было поручено учредить одноименные комитеты по делам беженцев, которые должны были вести поиск помещений для беженцев и добиваться, чтобы все духовные заведения как в городах, так и селениях предоставляли эти помещения; распределение по всем помещениям духовных, духовно-учебных заведений, школ, домов частных лиц всех беженцев без разделения народности и вероисповедания.

В указанном году действовали Епархиальные комитеты по делам беженцев: Минский, Полоцкий, Киевский, Московский, Петроградский, Тверской, Смоленский, Пензенский, Саратовский, Самарский, Владимирский, Тульский, Харьковский, Полтавский, Псковский и Нижегородский. Всего насчитывалось 16 Епархиальных комитетов, организованных в 16 губернских центрах европейской России. Синодом неоднократно обращалось внимание на важность проведения духовного утешения и святого Причастия больных и умирающих беженцев в случае возникновения заболевания в пути их следования [24].

Помимо указанных выше комитетов действовала и Комиссия о духовных нуждах беженцев. Она была образована по постановлению Особого Совещания на основании пункта 5 закона от 30 августа 1915 года. Исходя из мысли о том, что в ее задачу входит восстановление нарушенного духовного равновесия среди беженцев, вызыванного противоречивыми распоряжениями гражданского и военного начальства, формальным отношением к ним железнодорожных чинов, «несовершенностью» о своих правах и обязанностях и затрудненностью применения к переселенцам юридических административных законоположений, данная комиссия наметила целый ряд мероприятий в своей деятельности. Это, прежде всего, собирание сведений о регистрации беженцев и выработка наиболее целесообразного устройства таковых. Данная комиссия проявляла заботу об ограждении молодых девушек (из числа беженок) от появившихся в различных формах попыток вовлечения их в проституцию. Признавалось необходимым и применение карательных мер за «сводничество постановлений», содержащихся в статьях 524-527 Уголовного Уложения.

Комиссия о духовных нуждах беженцев 14 сентября 1915 года, заслушав предложения Владыки Анастасия «О усилении роли родителей в деле ограждения своих детей от проституции», выработала следующие меры:

1. Возложить дело ограждения беженцев от проституции на Общество защиты и охранения женщин в лице Всероссийского и Петроградского римско-католического обществ одновременно с Комитетами национальных организаций помощи беженцев.

2. Успешным признано средство учреждения проводников и проводниц в железнодорожных поездах через регистрацию беженцев и обращение внимания на подозрительных лиц по вербовке девушек и женщин. Было признано весьма желательным обращение Особого Совещания через Министра внутренних дел о необходимости начала скорейшего применения наказаний, содержащихся в статьях 524-527 Уголовного Уложения.

Для этого было составлено специальное обращение к Министру юстиции о необходимости незамедлительного применения этих мер [25].
Проблема беженцев рассматривалась и на отдельных Пироговских съездах врачей. Так, на заседании одного из них, состоявшемся 14 апреля 1916 года, приводились некоторые данные о беженцах и переселенцах. Оказалось, что они находились в 25 губерниях России. На форуме также говорилось о транспортировке и возвращении беженцев [26].

Проблема беженцев была одной из острых в период первой мировой войны. Уже в начальный ее период учреждения крестьянского и Земского самоуправления, объединившиеся во Всероссийской Земский Союз, развернули практическую работу по медико-социальному обслуживанию беженцев через их расселение, предоставление им работы и врачебной помощи. Последнее значительно сместило основные акценты деятельности Земской медицинской службы. Несмотря на это, беженцы, переселенные как в земские, так и неземские губернии России, не были полностью обеспечены работой, питанием и медицинским обслуживанием.

Деятельность общества заставила государственную власть подключиться к решению данной проблемы. В ее решении принимали участие губернаторы, МВД, Государственный Совет и Государственная Дума, а также император Николай II. Именно деятельность общественных организаций и учреждений земского самоуправления, а также сведения от губернаторов, поступавшие в МВД, заставили правительство и парламент заняться разработкой новых законодательных документов по беженцам. Вершиной их работы стало подписание последним российским самодержцем закона «Об обеспечении нужд беженцев» от 30 августа 1915 года. На его основе происходила организация национальных и других комитетов и обществ по оказанию помощи данной категории населения. Деятельность государства по указанному вопросу носила в основном законодательный и контрольно-бюрократический характер. После совершения Великой Октябрьской социалистической революции по причинам финансового кризиса земских учреждений, роспуска институтов царского государственного аппарата и продолжения боевых действий она по-прежнему оставалась общегосударственной и была прекращена в первые годы существования Советской власти.
Деятельность церкви основывалась на общечеловеческих и христианских религиозных ценностях. Церковь наиболее активно выступала за искоренение из жизни общества такого негативного социального явления, как проституция. Созданные при ее участии специальные комиссии входили в правительство с предложениями о принятии мер уголовно-правового характера за вовлечение в проституцию. Однако материалов, подтверждающих практическую реализацию этих обращений, не найдено.

Таким образом, в деле медико-социальной помощи беженцам в годы первой мировой войны были как успехи, так и недостатки. Обществу и власти, благодаря их единству в периоды чрезвычайных ситуаций и социально-политических конфликтов, удалось сначала смягчить, а затем и окончательно решить данную проблему. Накопленный исторический опыт подлежит дальнейшему изучению и рациональному практическому использованию в современных российских условиях.

Список литературы

1. Китанина Т. М. Новые тенденции в земском движении периода первой мировой войны. В кн.: Земство и возрождение его культурно-хозяйственных традиций. Новгород. 1996.-160 с.

2. Кабытов П. С, Тагирова Т. Н. В годы первой мировой войны// В кн.: Самарская летопись. Самара. 1993. Т. 2.-136 с.

3. ГАСО, ф. 5, оп. 9, д. 883, л.4.
4. ГАУО, ф.46, оп. 11, д. 24, л. 12.
5. ГАСО, ф. 5, оп. 9, д. 1097, л.55
6. ГАУО, ф.46, оп. 11, д. 24, л.2-5,7,9.
7. РГИА, ф. 1175, оп. 1, д. 57, л. 8-8 об.
8. РГИА, ф.1291, оп. 31, д. 357, л. 10.
9. РГИА, ф. 1291, оп.31, д.357, л.2 об.
10. РГИА, ф. 1291, оп.31, д.357, л.4-4об.
11. РГИА, ф. 1291, оп.31, д.357, л. 4 об.
12. РГИА, ф. 1175, оп. 1, д. 57, л. 8-12, 50.
13. РГИА, ф. 1158, оп. 1, д. 575, л.2.
14. РГИА, ф. 797, оп. 85, д. 341, л. 2-Зоб.
15. РГИА, ф. 1184, оп. 187,д.5,л.50.
16. ГАУО, ф.46, оп. 11, д. 1, л.1.
17. ГАУО, ф. 46, оп. 11, д.58, л. 1.
18. ГАСО, ф. 5, оп. 9, д. 1180, л. 2
19. ГАСО,ф.5,оп.1, д. 1136, л. 301.
20. ГАСО, ф. 5, оп. 9, д. 1151, л. 1,4.
21. ГАСО, ф. 423, оп. 1, д. 7, л. 325,335.
22. ГАСО, ф.5, оп. 9, д. 1097, л. 55.
23. ГАУО, ф. 46, оп. 11, д. 3, л. 12, 13.
24. РГИА, ф. 797, оп. 85, д. 341, л. 2232,4545 об.
25. РГИА, ф. 797, оп. 85, д. 341, л.50-50 об, 51,52.
26. ГА РФ, ф. 102, оп. 2, д. 236, л. 23, 24.

Источник - "Вестник Самарского Государственного Аэрокосмического университета имени Академика С.П. Королёва", выпуск №1, печатная версия.

© 2024 Образовательный портал Самарской области